Вопрос-ответ

Необходимо ли разрабатывать ПНООЛР представителям малого и среднего бизнеса?
Согласно статьи 18 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства могут не разрабатывать Проект, а представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. С момента вступления в силу Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» плата за размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства при своевременном подаче отчетности в отсутствие установленных лимитов с пятикратным повышающим коэффициентом не взимается.
Нужна ли лицензия на осуществление деятельности по транспортировке (перемещению) опасных отходов?
Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов следует понимать прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В случае, если отходы, транспортирование которых собирается осуществлять Организация, относятся к отходам I-IV классов опасности и данные отходы предполагается принимать от иных физических лиц и юридических лиц, то компании необходимо оформить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Какие нормативные и правовые документы используют при обращении с биологическими и медицинскими отходами организаций?
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, понятие отходов лечебно-профилактических учреждений в настоящий момент не установлено в связи с утратой силы «СанПиН 2.1.7.728-99». Ч. 1 ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено понятие «медицинские отходы». СанПиН 2.1.7.2790-10 также устанавливает требования к обращению с медицинскими отходами. Поскольку вопрос соотнесения вышеуказанных понятий в настоящее время положениями соответствующих нормативно-правовых актов не урегулирован, по инициативе Росприроднадзора было проведено межведомственное совещание с участием Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Росприроднадзора. По результатам указанного совещания принято решение о создании рабочей группы по устранению недостатков в законодательстве РФ в части обращения с биологическими и медицинскими отходами.
Необходимо ли для зарегистрированных в ФККО отходов дополнительное подтверждение класса опасности для окружающей среды?
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.12.2011 № вс 08-03-36/1725 для видов отходов , которые зарегистрированы в федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663), дополнительное подтверждение класса опасности для окружающей среды не требуется. Таким образом, при проведении работ по паспортизации зарегистрированных в ФККО отходов, территориальные органы Росприроднадзора не вправе предъявлять требования по представлению материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, подготовленных в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденным приказом МПР России от 15.06.2001 №511.
Необходимо ли заново разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при смене объекта размещения отходов?
Пунктом 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для установления предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. В соответствии с приложением к Порядку в графе, отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объекта размещения отходов. С учетом изложенного, позиция Росприроднадзора такова, что при сдаче отходов на полигон не указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещение отходов будет несанкционированным, что влечет за собой плату за размещение отходов в пятикратном размере. При планируемой смене объекта размещения отходов необходимо в установленном порядке оформить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с указанием реквизитов нового объекта размещения отходов. Следует отметить, что Минприроды России подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50», в котором предусматривается переоформление Документа в случае не включения/исключения объекта размещения отходов из государственного реестра размещения отходов, однако сроки вступления в силу данных изменений не оговорены.
Обязан ли работодатель ООО (офисные работники, работа за компьютерами с документами) проводить аттестацию рабочих мест? Будет ли это проверять инспекция, и какая ответственность предусмотрена, если в ходе проверки выяснится, что не была проведена АРМ?
Конечно обязан. В Порядке по проведению АРМ (Приказ МЗСР № 342н от 26.04.2011 г.) в пункте 4 четко сказано: «аттестации подлежат все рабочие места работодателя». В настоящее время проверка наличия АРМ — это одна из обязательных составляющих проверки инспекции. Ответственность сейчас такая же, как и за любые другие нарушения в сфере охраны труда. Но в ближайшее время все может измениться. В Государственной Думе уже обсуждается законопроект, согласно которому штрафы за непроведение АРМ увеличиваются до 500 тыс.рублей.
Возможно ли проведение периодических медосмотров без предварительной АРМ?
Медосмотры без АРМ проводить можно, об этом четко сказано в пункте 19 нового Порядка проведения медосмотров: «Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».
У юрлица имеется выданная Ростехнадзором лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Необходимо ли по истечении срока действия получать новую лицензию на данный вид деятельности или она будет действовать бессрочно?
В соответствии с частью 4 статьи 22 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления в силу настоящего ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. Согласно части 3 статьи 18 Закона для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Каким образом определить перечень рабочих мест, на которых следует проводить аттестацию?
Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации рабочих мест подлежат все имеющиеся рабочие места. Однако, если на предприятии имеются определенные сложности с проведением аттестации 100% рабочих мест, при определении перечня рабочих мест, подлежащих аттестации в него следует в обязательном порядке включать рабочие места, предусмотренные Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также на которых ранее работникам устанавливались дополнительные отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, а по результатам аттестации — доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Куда представляются сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда?
В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (п.46) по окончании проведения работы по аттестации рабочих мест работодатель представляет результаты в Государственную инспекцию труда Российской Федерации. По желанию документы отправляются в Госэкспертизу.
Возможно ли определить компонентный состав отхода?
Компонентный состав возможно определить практически для всех видов отходов. Но результат определения может быть представлен заказчику в разном виде. К сожалению, сделать компонентный состав с выдачей протокола КХА (количественного химического анализа) можно только для ТБО, поскольку на данный момент только для этого вида отхода существует аттестованная методика, включенная в государственный реестр. Для других видов отходов будет составлен технический отчет с указанием метода проведения измерений и средств измерений.
Имеются ли какие-либо особенности проведения аттестации рабочих мест на предприятиях, которые относятся к малому бизнесу?
Да. Для малого бизнеса имеются послабления, но незначительные. Для проведения аттестации работодатель создает аттестационную комиссию. В общем случае в ее состав в обязательном порядке включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п.10 нового Порядка). Для предприятий, отнесенных согласно действующему законодательству к микропредприятиям и малому бизнесу, комиссия формируется по упрощенной схеме. В ее состав также должен войти работодатель (его представитель) и представители аттестующей организации. Члены профсоюза включаются в комиссию только при наличии такового на предприятии. Что касается специалиста по охране труда, то его к аттестации можно привлечь со стороны — по договору гражданско-правового характера.
Как используются результаты проведенной аттестации рабочих мест?
Варианты использования результатов аттестации практически не изменились. В частности, на их основе разрабатываются и реализуются мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В зависимости от «опасности» рабочего места сотрудникам назначаются сокращенная продолжительность рабочего дня, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, устанавливается повышенная оплата труда. Кроме того, на основании результатов аттестации решается вопрос обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Еще они влияют на расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Выступают результаты аттестации и в качестве обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств ФСС. Также результаты данных мероприятий используются: • для подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медосмотрам; • для подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; • для решения вопроса о том, связано ли заболевание с профессией; • для санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда и т.д.
Как правильно выбрать рабочие места для производственного контроля по рабочей зоне?
Контроль содержания вредных веществ в воздухе проводится на наиболее характерных рабочих местах. При наличии идентичного оборудования или выполнении одинаковых операций контроль проводится выборочно на отдельных рабочих местах, расположенных в центре и по периферии помещения.